четверг, 22 октября 2015 г.

Сегодня, дорогие мои читатели и коллеги, хочется поделиться с вами мыслями о медиации, так как это вижу я. Этот материал не случаен. В гимназии был организован круглый стол для педагогов - психологов района. На нем обсуждались проблемы связанные с медиацией. С моим докладом вы можете ознакомиться ниже. Надеюсь , что вам понравится - я вложила в него душу.



Особенности медиации в рабочей  практике школьного психолога.

Современная культура становится все более агрессивной. Этому способствуют   нарастающий темп жизни, компьютерные игры в которых основной задачей становится как можно больше убивать, сегодняшние кинофильмы мультфильмы агрессивные и по форме и по содержанию, репортажи с войны и т.д

Для тех, кто работает в начальной школе, не секрет, что сегодняшние дети очень эгоистичны. Большинство из них уверены в своей исключительности и хотят занимать лидерскую позицию, не считаясь при этом со своими одноклассниками, а порой и с учителем. Такая социальная  позиция чревата множеством конфликтов. Свою задачу я вижу в том, чтобы не допустить возникновения этих конфликтов. Не решать их в огромном количестве в роли медиатора, но заниматься профилактикой, не допуская их возникновения. В достижении поставленной цели мне очень помогает то, что у нас в гимназии для учеников начальной школы есть занятия с психологом. Уроки «Человековедения». На них дети лучше осознают свои личностные особенности учатся контролировать себя, сотрудничать с другими, решать конфликтные ситуации.


Хочется сказать еще об одном направлении. Я веду развивающие занятия- «Путь к успеху». На этих занятиях я умышленно отдаю преимущество групповой работе. Групповая работа предполагает умение договориться, пойти на компромисс. Кроме того в каждой группе должен быть капитан. Дети выбирают его голосованием. Это очень интересный момент. Капитаном хотят быть все. Но выбирают большинством наиболее достойного. Я никогда не упускаю случай подчеркнуть, что этот человек выбран потому, что он наиболее дружелюбный, дисциплинированный и т.д. Дети должны понимать каким должен быть человек, чтобы его выбрали лидером.

Хочется рассказать еще об одной находке. Воспитание нравственности у детей – это тоже своеобразное медиаторство. Разговор о добре и зле необходим детям. Но вести его нужно на понятном им языке. Большим подспорьем в работе стали для меня сказки Л.Н. Толстого. Очень коротки всего в несколько строк они заставляют детей глубоко задуматься о том каким должен быть человек, заставляют ребенка увидеть в другом такого же человека как и он сам. Я читаю сказку. Мы обсуждаем о чем она, чему нас учит и дальше дети разыгрывают ее. Для того чтобы это сделать им не раз приходится идти на компромисс – ведь это общее дело, непросто распределить роли и срежиссировать действие.

В процессе консультирования эти сказки тоже помогают мне донести до ребенка непростые истины. Так однажды в беседе один гимназист сказал – почему нужно все время делать не так как тебе хочется, думать о других? Я рассказала ему сказку Толстого Работник и хозяин.

Еще раз хочется подчеркнуть, что эти сказки, пословицы, поговорки несут бесценный медиаторский опыт, учат детей не входить в конфликты. « Нашла коса на камень», обжегшись на молоке на воду дуешь ,Рыбак рыбака видит издалека. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А ведь они сегодня вымываются из языка. Я была удивлена тому как мало дети знают пословиц и поговорок.

Когда в каком- либо из классов возникает множество конфликтов, классный руководитель обращается ко мне за помощью. Я провожу классный час. Мне нравится ролевая игра «Встреча цивилизаций» Татьяны Аржакаевой. Перед тем как е проводить мы с гимназистами пытаемся определить что такое конфликт. Дети перечисляют свои ассоциации на слово конфликт. И вот что интересно среди них – война, смерть, убийство, кровь, слезы, обида, драка. В процессе урока мы приходим к пониманию, что конфликты неизбежны, они случаются почти каждый день и нужно уметь выходить из них цивилизованным способом, а не через кровь, драки ит.д.

Конечно в моей практике есть и традиционная медиация - процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, в моем случае. Психолог, обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. К моему сожалению, в последнее время возникают ситуации, когда гимназист идет на конфликт с учителем. Эти ситуации были разрешены. Однако я думаю, что конфликты между педагогами и учениками будут возникать все чаще. В этом повинна сегодняшняя агрессивная культура. Чтобы их решать необходимо сотрудничество учителя и психолога. При этом педагог должен обуздать свои эмоции, обиду и посмотреть на конфликтную ситуацию как на рабочий момент. Поэтому начинать медиаторский процесс нужно с предварительной работы с педагогом.

В работе с родителями нам помогает  Клуб семья. Часто  конфликтные вопросы  отпадают у родителей сами собой, становясь рабочими воспитательными, потому что они дают возможность взглянуть на происходящее с ребенком и глазами учителя и глазами психолога и глазами других родителей.

Конфликтные ситуации улаживает психолог и во время рабочей консультации. При этом важно вывести родителя из конфликтного состояния и сделать его союзником в воспитании ребенка. Этому служат многочисленные психологические техники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий