Сегодня, дорогие мои читатели и коллеги, хочется поделиться с вами мыслями о медиации, так как это вижу я. Этот материал не случаен. В гимназии был организован круглый стол для педагогов - психологов района. На нем обсуждались проблемы связанные с медиацией. С моим докладом вы можете ознакомиться ниже. Надеюсь , что вам понравится - я вложила в него душу.
Особенности
медиации в рабочей практике школьного
психолога.
Современная культура становится все более
агрессивной. Этому способствуют нарастающий темп жизни, компьютерные игры в
которых основной задачей становится как можно больше убивать, сегодняшние
кинофильмы мультфильмы агрессивные и по форме и по содержанию, репортажи с
войны и т.д
Для тех, кто работает в начальной школе, не секрет,
что сегодняшние дети очень эгоистичны. Большинство из них уверены в своей
исключительности и хотят занимать лидерскую позицию, не считаясь при этом со
своими одноклассниками, а порой и с учителем. Такая социальная позиция чревата множеством конфликтов. Свою
задачу я вижу в том, чтобы не допустить возникновения этих конфликтов. Не
решать их в огромном количестве в роли медиатора, но заниматься профилактикой,
не допуская их возникновения. В достижении поставленной цели мне очень помогает
то, что у нас в гимназии для учеников начальной школы есть занятия с
психологом. Уроки «Человековедения». На них дети лучше осознают свои личностные
особенности учатся контролировать себя, сотрудничать с другими, решать
конфликтные ситуации.
Хочется сказать еще об одном направлении. Я веду развивающие
занятия- «Путь к успеху». На этих занятиях я умышленно отдаю преимущество групповой
работе. Групповая работа предполагает умение договориться, пойти на компромисс.
Кроме того в каждой группе должен быть капитан. Дети выбирают его голосованием.
Это очень интересный момент. Капитаном хотят быть все. Но выбирают большинством
наиболее достойного. Я никогда не упускаю случай подчеркнуть, что этот человек
выбран потому, что он наиболее дружелюбный, дисциплинированный и т.д. Дети
должны понимать каким должен быть человек, чтобы его выбрали лидером.
Хочется рассказать еще об одной находке. Воспитание
нравственности у детей – это тоже своеобразное медиаторство. Разговор о добре и
зле необходим детям. Но вести его нужно на понятном им языке. Большим
подспорьем в работе стали для меня сказки Л.Н. Толстого. Очень коротки всего в
несколько строк они заставляют детей глубоко задуматься о том каким должен быть
человек, заставляют ребенка увидеть в другом такого же человека как и он сам. Я
читаю сказку. Мы обсуждаем о чем она, чему нас учит и дальше дети разыгрывают
ее. Для того чтобы это сделать им не раз приходится идти на компромисс – ведь
это общее дело, непросто распределить роли и срежиссировать действие.
В процессе консультирования эти сказки тоже помогают
мне донести до ребенка непростые истины. Так однажды в беседе один гимназист
сказал – почему нужно все время делать не так как тебе хочется, думать о
других? Я рассказала ему сказку Толстого Работник и хозяин.
Еще раз хочется подчеркнуть, что эти сказки,
пословицы, поговорки несут бесценный медиаторский опыт, учат детей не входить в
конфликты. « Нашла коса на камень», обжегшись на молоке на воду дуешь ,Рыбак
рыбака видит издалека. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А ведь они
сегодня вымываются из языка. Я была удивлена тому как мало дети знают пословиц
и поговорок.
Когда в каком- либо из классов возникает множество
конфликтов, классный руководитель обращается ко мне за помощью. Я провожу
классный час. Мне нравится ролевая игра «Встреча цивилизаций»
Татьяны Аржакаевой. Перед тем как е проводить мы с гимназистами пытаемся
определить что такое конфликт. Дети перечисляют свои ассоциации на слово
конфликт. И вот что интересно среди них – война, смерть, убийство, кровь,
слезы, обида, драка. В процессе урока мы приходим к пониманию, что конфликты
неизбежны, они случаются почти каждый день и нужно уметь выходить из них
цивилизованным способом, а не через кровь, драки ит.д.
Конечно в моей практике есть и традиционная медиация
- процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, в моем случае.
Психолог, обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы
помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения
(или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. К моему сожалению, в
последнее время возникают ситуации, когда гимназист идет на конфликт с
учителем. Эти ситуации были разрешены. Однако я думаю, что конфликты между
педагогами и учениками будут возникать все чаще. В этом повинна сегодняшняя
агрессивная культура. Чтобы их решать необходимо сотрудничество учителя и
психолога. При этом педагог должен обуздать свои эмоции, обиду и посмотреть на
конфликтную ситуацию как на рабочий момент. Поэтому начинать медиаторский
процесс нужно с предварительной работы с педагогом.
В работе с родителями нам помогает Клуб семья. Часто конфликтные вопросы отпадают у родителей сами собой, становясь
рабочими воспитательными, потому что они дают возможность взглянуть на
происходящее с ребенком и глазами учителя и глазами психолога и глазами других
родителей.
Конфликтные ситуации улаживает психолог и во время
рабочей консультации. При этом важно вывести родителя из конфликтного состояния
и сделать его союзником в воспитании ребенка. Этому служат многочисленные
психологические техники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий