Развитие познавательных процессов детей среднего
дошкольного возраста (4—5 лет)
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста
(4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность,
целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении
участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы
активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения,
прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок
знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной,
предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука,
качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и
особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период
формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге,
треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра,
белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о
пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о
времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых
свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество
поверхности и др.).
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20
минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное
условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим
вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы
сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.
Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые
действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются
самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его
запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку
ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие
игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень
важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает.
Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его
запомнить. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят
поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление.
Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для
решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление. К 5 годам ребенок может
собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с
опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям:
фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети
могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь.В среднем дошкольном возрасте улучшаются
произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно
используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют
речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи,
рифмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий