понедельник, 18 мая 2020 г.

Уроки человедения

Добрый день,друзья!Часто  родители первоклассников спрашивают меня о том.что мы делаем на уроках человековедения.Эти уроки особенные.Я написана о них статью в "Учительскую газету" .Для тех,кто ее не читает я свою статью размещаю на блоге.

Уроки человековедения
Человековедение. Уроки психологии с таким названием я провожу в начальной школе на протяжении 10 лет. Их название говорит само за себя. Вместе с ребятами мы исследуем и обсуждаем саму жизнь моих учеников, пытаемся разобраться в проблемах, которые возникают при общении с другими людьми, и учимся вместе с ними справляться. Эти занятия заставляют детей задуматься о себе и начать искать ответ на вопросы: «Какие люди меня окружают? Какой я? Чем я отличаюсь от других людей? Чем я на них похож?" Работая с моими учениками, я вновь и вновь исследую эмоции и чувства, решаю конфликты и рассуждаю о ценностях.  Эти уроки я провожу в начальной школе, но иногда я забываю об этом. Своими интересными и глубокими вопросами и ответами, дети удивляют и порой открывают для меня новые стороны уже, казалось бы, давно известного.
Человековедение очень востребованный предмет в нашей гимназии. Не- смотря на то, что эти уроки проводятся как дополнительные и на платной основе у меня очень много учеников. Даже сегодня, в условиях самоизоляции, дети и родители просят продолжать меня вести уроки.

Как сделать урок человековедения интересным? Над этим приходиться думать постоянно. Это сложная задача, стоящая перед психологом и нужно вложить много сил и времени, чтобы решить ее.
 На мой взгляд, очень важно зажечь интерес в ребенке и сделать так, чтобы ему захотелось узнать что-то новое о себе и о своих одноклассниках, об эмоциях, чувствах и ценностях и многих других феноменах, которые изучает наука психология.
 Для того чтобы добиться высокой мотивации учащихся образовательная среда, в которую они попадают, должна быть разнообразной и насыщенной.
Создавая такую среду нужно    думать о многом. Например, о том, как организовать пространство кабинета, в котором проходят занятия. Например, в моем кабинете много интересных для детей предметов: игрушки, настольные игры, слаймы, головоломки, песочница, бассейн с яркими шариками, большая телевизионная панель. Из всего многообразия ребенок обязательно найдет то, что ему понравится, что разбудит его интерес. Атмосфера кабинета генерирует интерес, который затем распространяется на мой урок.
 Продолжая тему организации пространства, скажу, что мой кабинет разбит на две зоны: игровую и учебную. Учебная зона – это два больших круглых стола. Их форма не случайна, так как позволяет каждому почувствовать себя причастным к внутреннему кругу, где все равны и все видят друг друга. Сидящие за таким столом – это уже команда, готовая к совместной работе. Столов два. Это предполагает соревнование между двумя группами учащихся. Соревновательный момент подталкивает детей к самоорганизации, подстегивает их интерес и активность. Очевидно, что правильная организация пространства меняет урок, делает его интереснее.
Количество учеников также важная составляющая успеха. На моем занятии присутствует 15 человек. Такое количество учеников позволяет в равной степени каждому высказаться, предложить что-то интересное и поучаствовать в групповой работе. Одна из главных целей такого занятия – научить детей проявлять свою индивидуальность и не бояться проявить свою творческую сторону. В небольшой группе это сделать гораздо легче.
Этот урок похож и не похож на обыкновенный. Как у всякого школьного предмета, у нас есть учебная программа «Тропинка к своему Я», созданная замечательным отечественным психологом О.В.Хухлаевой, для того чтобы помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями и найти свое место в школьной жизни. Я работаю с данной программой уже более десяти лет и вижу результат. На мой взгляд, она очень гармонична и делает такой непростой предмет, как психология, доступным для детей. В программу включены рабочие тетради, которые помогают мне в теоретической части урока. Там мы находим рисунки сложных ситуаций и чувств, пишем мини-сочинения на важные и очень личные темы и т.д. Напомню, что я работаю с младшими школьниками, а для них очень важна работа с образом для усвоения учебного материала. Рабочая тетрадь этой программы дарит образы, иллюстрирующие теорию и провоцирует детей к созданию собственных.
В то же время, человековедение – необычный урок. Необычным его делает практическая часть, или «игра» как называют ее дети. Это очень важная часть занятия, вызывающая большой интерес у детей и без которой урок становится скучным и ординарным. Через упражнения на уроке мои ученики получают уникальную возможность услышать от одноклассников информацию о себе, получить обратную связь, задуматься о себе и о своей семье, о том, что для него важно, услышать от других об их ценностях. В то же время, через практическую работу происходит проработка теоретических знаний и обучение психологическим навыкам. Без этого эффективное психологическое обучение и личностный рост учеников невозможны. В психологии, как ни в какой другой науке, есть такие знания, которые невозможно выучить в книжке, их нужно пережить.
Для того чтобы подобрать задания для практической части всегда приходится проявлять фантазию и творческий подход к делу. Что же включает практическая часть?  Это, прежде всего, интерактивные задания, способствующие интеграции знаний, полученных на уроке и психологических «навыков». Знания проникают в голову детей, закрепляются там и прорастают, когда они выполняют упражнения-энергизаторы, играют ролевые и деловые игры, работают в группе над созданием проекта (например, группа рисует вместе школу будущего) и делают упражнения, взятые из тренинговой практики (например, упражнение «Волшебный стул»). Эти задания всегда связаны с темой урока и его теоретической частью. В то же время, эти задания связаны с жизнью моих учеников, их радостями и горестями. Сама жизнь поставляет иллюстрации для наших занятий.
В своей статье мне бы хотелось отметить один печальный факт – несмотря на то, что уроки с психологом очень востребованы, для них не создана цифровая образовательная среда. Сейчас существуют цифровые ресурсы для многих образовательных программ, в том числе уроков ОБЖ, физкультуры, но для психологов их нет, а ведь уроки с психологом несут большую воспитательную и образовательную нагрузку, они необходимы в современной школе. Может быть, никто и не догадывается, как нужны цифровые ресурсы для этих уроков? Для своих занятий я подбираю мультфильмы, документальные фильмы и т.д. Однако мне бы очень хотелось иметь доступ к медиатеке, созданной специально для занятий с психологом, где можно было бы найти нужный материал к уроку. Это в значительной степени облегчило бы процесс подготовки к уроку.
Наш урок всегда заканчивается обсуждением того, что понял и почувствовал каждый ребенок на занятии, что его удивило, порадовало, огорчило. Обращение к рефлексии и эмоциям ребенка очень важно, так как это дает ребенку понять, что его мнение интересно всем и в то же время заставляет задуматься о себе.
 Урок с психологом подталкивает ребенка к изменениям, к росту и совершенствованию, формирует психологические навыки и дарит роскошь непосредственного общения в наш компьютеризированный век.Я стремлюсь к тому, чтобы после уроков человековедения моим ученикам хотелось совершать добрые поступки, заботиться друг о друге и своих близких, быть настоящими людьми и достойными гражданами своей страны.
Больше узнать о моих уроках можно на моем блоге «Психологическая служба: день за днем». https://elenazubova.blogspot.com/
Автор: Психолог высшей категории. Победитель областного конкурса психолого – педагогических программ Зубова Е.П.

Комментариев нет:

Отправить комментарий