среда, 30 марта 2022 г.
Неделя психологии!Новые материалы для родителей!Счастливы вместе или что нужно знать,чтобы правильно общаться с детьми
В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые
иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают дей-
ствий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети в
кризисные периоды своего развития становятся неуправляе-
мыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий
язык, договориться о чем-либо.
Психологическая компетентность взрослых во многом
определяется умением выстраивать доброжелательные, бес-
конфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит,
то чаще всего виновными «назначают» детей, которые «не
умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали
неуправляемыми» и т.д.
Но в большинстве случаев (за исключением явной пато-
логии) не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так
называемые «проблемы ребенка» (те же самые грубость,
лживость), в сущности, являются проблемами отношений
взрослых (родителей, других родственников и педагогов)
с детьми.
Испытывая растерянность при столкновении с непослуша-
нием, протестным поведением детей мы часто задаем себе
примерно следующие вопросы: «Что я сделал не так? Как най-
ти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения?»
Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых,
со знанием общих правил организации взаимодействия с деть-
ми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей
развития личности ребенка на разных этапах его жизненного
пути.
Говоря об общих закономерностях построения конструк-
тивного общения взрослых, следует отметить, что основой для
эффективного взаимодействия с детьми различного возраста
являются эмоциональные отношения, которые строятся на при-
вязанности ребенка и ответных чувствах взрослых.
В частности, В.В. Столин выделяет три параметра отношений,
влияющих на проявление любви родителей к своему ребенку:
1) симпатия – антипатия; 2) уважение – неуважение; 3) бли-
зость – отдаленность
Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать не-
которые типы родительской любви.
Наиболее оптимальным вариантом отношения является так
называемая действенная любовь, которая сочетает в себе сим-
патию, уважение и близость. При таком варианте отношений
к ребенку формула семейного воспитания может быть выра-
жена словами: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду
помогать ему в этом».
Одним из вариантов отношения может быть отстраненная
любовь, при которой родители испытывают симпатию и ува-
жение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая
дистанция: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок,
жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». В
этом случае ребенку не хватает общения с родителями, вни-
мания с их стороны.
Неблагоприятными вариантами родительского отношения
к детям являются так называемая действенная жалость (симпа-
тия, близость, но отсутствие уважения) – «Мой ребенок не такой,
как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит,
но все равно это мой ребенок и я его люблю» и любовь по типу
снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая
межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том,
что он недостаточно умен и физически развит».
Наиболее травмирующими для детского развития варианта-
ми отношений являются отвержение и презрение, при которых
ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей,
нежелание общаться с ним («Этот ребенок вызывает у меня
неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»). Ребенок
при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает
разочарование и страх быть отвергнутым другими людьми.
Представленная типология родительского отношения к де-
тям может быть использована, в некоторой степени, и для
характеристики взаимодействия между педагогами и детьми.
Важно, чтобы ребенок чувствовал, что к нему относятся с
симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать.
Важной задачей взрослых является создание у детей уверен-
ности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является
условием правильного формирования психического мира
человека, воспитания основ нравственного поведения.
Для формирования такой уверенности в общении с детьми
взрослым необходимо соблюдать правило безусловного при-
нятия ( понимание, принятие и признание правило «трех П»)2
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри»,
умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения:
своей собственной и ребенка. Например, отказ отвечать у
доски может быть воспринят педагогом как проявление упрям-
ства, желание досадить педагогу. Взгляд на эту ситуацию в
соответствии с принципом понимания допускает рассмотрение
гораздо большего количества альтернатив для объяснения
поведения ученика. Педагог понимает, что в основе такого
поступка ребенка может лежать страх, неуверенность в себе
или желание сообщить о наличии каких-то проблем. В зави-
симости от того толкования, которое получает поступок уче-
ника, действия педагога будут различны.
Принятие – это положительное отношение к ребенку, его
индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в
данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе
хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием
или нет!».
Принятие означает, что ребенка принимают таким, какой
он есть на самом деле, возможно, не слишком умным, достав-
ляющим массу хлопот и неприятностей.
Под принятием понимается признание права ребенка на при-
сущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том
числе непохожесть на родителей.
Данный принцип обеспечивает детям чувство, что их при-
нимают и любят независимо от ситуации успеха или неуспеха,
в которых они могли оказаться.
Например, реакция родителей на неудовлетворительную
оценку ребенка: «Я так и знал, ничего хорошего мы от тебя и
не ждали» – является примером неприятия ребенка. В этой
ситуации важно показать, что, несмотря на неуспех, взрослые
положительно воспринимают личность ребенка, верят в то,
что он сможет исправить ситуацию: «За выполнение задания
ты получил двойку. Нужно подумать, как ты ее сможешь ис-
править?».
Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым
следует категорически отказаться от негативных оценок лич-
ности и качеств его характера: «Вот бестолковый! Сколько раз
можно объяснять!», «Ты что глупый? Не можешь выполнить
простое задание!», «Любой на твоем месте уже уроки сделал
бы, а ты...!». Каждое такое высказывание, даже если оно яв-
ляется справедливым по своей сути, наносит удар по положи-
тельному самовосприятию ребенка, препятствует налаживанию
контакта с ним.
Признание – это предоставление ребенку права в решении
тех или иных проблем, права на совещательный голос. Этот
принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а рав-
ноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодей-
ствия.
Таким образом, одним из основных условий создания атмос-
феры доверия в отношениях с детьми является их безусловное
принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать
навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать,
что их не только понимают, но и уважают. Рассмотренные выше
правила построения конструктивного общения являются
универсальными и могут быть использованы при взаимодей-
ствии с детьми различного возраста. Но в то же время следует
отметить, что на каждом этапе возрастного развития имеются
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий