среда, 30 марта 2022 г.

Неделя психологии!Новые материалы для родителей!Счастливы вместе или что нужно знать,чтобы правильно общаться с детьми

В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают дей- ствий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляе- мыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо. Психологическая компетентность взрослых во многом определяется умением выстраивать доброжелательные, бес- конфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными «назначают» детей, которые «не умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми» и т.д. Но в большинстве случаев (за исключением явной пато- логии) не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так называемые «проблемы ребенка» (те же самые грубость, лживость), в сущности, являются проблемами отношений взрослых (родителей, других родственников и педагогов) с детьми. Испытывая растерянность при столкновении с непослуша- нием, протестным поведением детей мы часто задаем себе примерно следующие вопросы: «Что я сделал не так? Как най- ти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения?» Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с деть- ми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути. Говоря об общих закономерностях построения конструк- тивного общения взрослых, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на при- вязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. В частности, В.В. Столин выделяет три параметра отношений, влияющих на проявление любви родителей к своему ребенку: 1) симпатия – антипатия; 2) уважение – неуважение; 3) бли- зость – отдаленность Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать не- которые типы родительской любви. Наиболее оптимальным вариантом отношения является так называемая действенная любовь, которая сочетает в себе сим- патию, уважение и близость. При таком варианте отношений к ребенку формула семейного воспитания может быть выра- жена словами: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Одним из вариантов отношения может быть отстраненная любовь, при которой родители испытывают симпатию и ува- жение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». В этом случае ребенку не хватает общения с родителями, вни- мания с их стороны. Неблагоприятными вариантами родительского отношения к детям являются так называемая действенная жалость (симпа- тия, близость, но отсутствие уважения) – «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю» и любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». Наиболее травмирующими для детского развития варианта- ми отношений являются отвержение и презрение, при которых ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним («Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»). Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутым другими людьми. Представленная типология родительского отношения к де- тям может быть использована, в некоторой степени, и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать. Важной задачей взрослых является создание у детей уверен- ности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является условием правильного формирования психического мира человека, воспитания основ нравственного поведения. Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного при- нятия ( понимание, принятие и признание правило «трех П»)2 Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Например, отказ отвечать у доски может быть воспринят педагогом как проявление упрям- ства, желание досадить педагогу. Взгляд на эту ситуацию в соответствии с принципом понимания допускает рассмотрение гораздо большего количества альтернатив для объяснения поведения ученика. Педагог понимает, что в основе такого поступка ребенка может лежать страх, неуверенность в себе или желание сообщить о наличии каких-то проблем. В зави- симости от того толкования, которое получает поступок уче- ника, действия педагога будут различны. Принятие – это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». Принятие означает, что ребенка принимают таким, какой он есть на самом деле, возможно, не слишком умным, достав- ляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание права ребенка на при- сущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Данный принцип обеспечивает детям чувство, что их при- нимают и любят независимо от ситуации успеха или неуспеха, в которых они могли оказаться. Например, реакция родителей на неудовлетворительную оценку ребенка: «Я так и знал, ничего хорошего мы от тебя и не ждали» – является примером неприятия ребенка. В этой ситуации важно показать, что, несмотря на неуспех, взрослые положительно воспринимают личность ребенка, верят в то, что он сможет исправить ситуацию: «За выполнение задания ты получил двойку. Нужно подумать, как ты ее сможешь ис- править?». Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым следует категорически отказаться от негативных оценок лич- ности и качеств его характера: «Вот бестолковый! Сколько раз можно объяснять!», «Ты что глупый? Не можешь выполнить простое задание!», «Любой на твоем месте уже уроки сделал бы, а ты...!». Каждое такое высказывание, даже если оно яв- ляется справедливым по своей сути, наносит удар по положи- тельному самовосприятию ребенка, препятствует налаживанию контакта с ним. Признание – это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а рав- ноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодей- ствия. Таким образом, одним из основных условий создания атмос- феры доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Рассмотренные выше правила построения конструктивного общения являются универсальными и могут быть использованы при взаимодей- ствии с детьми различного возраста. Но в то же время следует отметить, что на каждом этапе возрастного развития имеются

Комментариев нет:

Отправить комментарий