Еще Дж. П. Гилфорд
предложил разделить мышление на конвергентное
и дивергентное. В основе деления лежат особенности мыслительных задач.
Дивергентная задача имеет не одно, а несколько правильных решений.
Конвергентная имеет один единственно
правильный, логически обоснованный ответ. Дивергентное и конвергентное мышление
– это важнейшие составляющие исследовательских способностей детей..Задача
развития этих способностей очень актуальна. Сегодня она стоит перед каждым
педагогом, работающим в школе. Предлагаю Вашему вниманию задания, которые помогут преуспеть в этом нелегком деле.
Перепутанные логические цепочки.
В заданиях этого типа необходимо связать
последовательность элементов информации в нужной последовательности.
Например, на
отдельные листы выписываются 5-7 событий из текста. Их демонстрируют(или
зачитывают) в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается
восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению,
учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить:
верны ли были их предположения.
Возможна
модификация этого задания. В этом случае класс предлагает тему. На эту тему
сами дети называют слова. Например, тема « Весна». Ученики предлагают слова к
теме: птицы(5), тепло(2), цветы, почки(3), листья(4), солнце(1). Один из
учеников записывает эти слова на доске. Ему нужно составить короткий рассказ, в
котором все эти слова будут логически связаны между собой. При этом для него важно не упустить ни одно слово, составляя
свой рассказ.
Прием «6
вопросов» также,
на мой взгляд, является своеобразной логической цепочкой.
Он заключается в том, чтобы в научном тексте ( читая его или слушая сообщение), ученик сумел выделить 6 основных вопросов:
Кто (что)? Что
делает? Где? Когда? Как? Почему?
Этот прием позволяет ученику структурировать
текст и в дальнейшем опираться на выделенную структуру. Этот прием помогает детям в поиске информации – мои ученики, работая с текстом, всегда ищут ответы на эти вопросы.
Кроме того, этот
прием помогает справиться с потоком информации, сохранить и воспроизвести
ее – при пересказе ребенок также научатся опираться на эти вопросы
Комментариев нет:
Отправить комментарий