В течение двух недель студенты - психологи третьего курса проходили практику в Юридической гимназии. Практика прошла успешно! Все студентки получили за практику отлично! Мне было легко и приятно делиться опытом с моими будущими коллегами. Они тоже смогли удивить меня и подарили мне методику, с которой я еще не была знакома. Эта методика для социометрии. Мы с девушками проверили ее в трех классах. в каждом случае она дает достоверные и очень интересные результаты. Этот тест позволяет диагностировать не только отношения внутри класса, но и группу риска. С удовольствием делюсь этим тестом с коллегами.
ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Методика «Дерево» Л.П.
Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в
начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет
достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса,
выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность,
с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем
или иным человечком.
Содержание методики:
Ученикам предлагаются листы с
готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним
человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных
на нем человечков (но без
нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу
подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
(когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество
человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное
положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который
напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем
более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того
человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух
человечков.
В этом случае не следует ограничивать их
выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую
очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть
достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево»
проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением
какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли
между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики
и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных,
полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию
«человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней
человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
4
|
устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
трудности)
|
5
|
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил,
застенчивость
|
9
|
мотивация на развлечения
|
13, 21
|
отстраненность, замкнутость, тревожность
|
8
|
отстраненность от учебного процесса, уход в себя
|
10, 15
|
комфортное состояние, нормальная адаптация
|
14
|
кризисное состояние, «падение в пропасть»
|
20
|
часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и
установкой на лидерство.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий